Природа Юго-Запада в древние времена 
Ученые считают, что впервые люди появились в Подмосковье около двадцати тысяч лет назад. И хотя свидетельств этого пока не обнаружено, ничто не мешает предположить, что и на этой земле жили первобытные люди.
Что же собой представляла природа Юго-Запада в то время? Это была холодная ледниковая эпоха. Ледник достигал северных границ современной Московской области. В Московском крае установились необычайно суровые условия с господством континентального климата и очень низкими зимними температурами. Средняя годовая температура едва достигала -7°С (для сравнения - в настоящее время средняя годовая температура составляет +4°С). Годовая сумма осадков -150 - 200 миллиметров - была меньше современной более чем в три раза. Широкое развитие вечной мерзлоты, короткое лето с малой испаряемостью благоприятствовали распространению природных комплексов, больше всего похожих на тундровые, с озерами и болотами. От тех озер остались лишь небольшие плоские понижения в рельефе, так как все они были позднее заполнены мелкоземистым материалом.
Охотники на мамонтов
Тогда же окончательно сформировалась и современная речная сеть этого района Москвы.
Своеобразный облик приземистого травянистого растительного покрова был образован причудливым сочетанием луговых степей и тундровой растительности. Местами он оживлялся отдельными березовыми рощицами и сосновыми перелесками. Трудно представить, но, возможно, на месте Битцевского лесопарка на лугах и перелесках паслись стада северных оленей и овцебыков, а в районе современного микрорайона Ясенево разгуливали мамонты* и шерстистые носороги. А где-нибудь в будущих Черемушках быстрым галопом мчались табуны диких лошадей и антилоп, вспугнутые страшным рыком пещерных львов. Распространены были грызуны: лемминги (полярные мыши-пеструшки), зайцы, байбаки. В поисках добычи рыскали песцы и бродили другие хищники: волки, лисицы, бурые и пещерные медведи. Как и в современной тундре, на берегах многочисленных водоемов гнездились стаи водоплавающих птиц.
* Множество костей мамонтов нашли при земляных работах на Добрынинской площади в Москве. А полный скелет мамонта откопали в Троице-Лыкове на берегу Москвы-реки, вблизи Серебряного бора.
В развитии человеческого общества это была эпоха древнего каменного века. (Подробнее об истории заселения Юго-Запада столицы вы узнаете в следующей главе.) Открытые археологами погребения в районе города Владимира и ряда других мест позволяют судить о физическом облике и духовном мире древних людей. Они практически не отличались от современных людей ни внешним видом, ни умственными способностями. Они имели такое же строение скелета и черепа, а мозг достигал такой же степени развития.
Первые подмосковные поселенцы вели подвижный образ жизни и постоянно кочевали за стадами мамонтов и северных оленей, на которых они охотились с помощью копий и дротиков с каменными наконечниками.
В то время существовала и пушная охота. С помощью петель-силков, сделанных из сухожильных волокон, охотились на песцов и других пушных зверей. Людям нужны были не только мясо, но и шкуры, из которых шили одежду костяными иглами. Мясо и шкуры убитых животных обрабатывали каменными ножами и скреблами.
Где же мог селиться первобытный человек в наших местах? И где искать следы его пребывания?
Человек того времени был достаточно хорошо приспособлен к окружающим природным условиям - владел огнем, умел строить жилища и изготовлять одежду. Все это позволяло тогдашним поселенцам переносить суровый климат. Как показывают археологические находки, первобытный человек осознанно чаще всего селился в речных долинах.
Селение людей нового каменного векаВ те времена, как и сейчас, в долинах рек природные комплексы были разнообразнее и богаче своими ресурсами (заливные луга, леса и другие кормовые угодья), чем междуречные пространства. В речных долинах были сосредоточены основные места водопоя диких животных и больше удобных участков (крутых обрывов) для загонной охоты.
К речным долинам примыкают также и выходы (обнажения) разнообразных горных пород; можно встретить и кремень - основной материал, из которого древние люди изготовляли каменные орудия. Именно здесь человеку было легче приспособиться к окружавшим его природным комплексам. В течение длительного времени сформировалась устойчивая (сбалансированная) система "человек - природа". Нарушение этой системы, например уничтожение какого-либо вида животных, служившего людям основной пищей, или угодий, где эти животные паслись, грозило существованию и самого человека. Поэтому когда мы говорим, что древние люди, занимаясь охотой и собирательством, вели присваивающее хозяйство*, нельзя сводить взаимоотношения человека с природой к простому "побирушничеству".
* Этот вид хозяйства называется так потому, что человек лишь присваивает то, что в готовом виде содержится в природе - мясо и шкуры, плоды и зерна дикорастущих растений, мед диких пчел и т.д.
С XII - X тысячелетия до нашей эры начали формироваться иные природно-географические условия, вызванные таянием ледника. С этого и по настоящее время в Московском крае вообще и на Юго-Западе Москвы в частности стали господствовать лесные природные комплексы. Менялись только их состав и строение, в первую очередь в связи со сменами климата. На этой территории не было ни одного клочка безлесного пространства. И последующее заселение и освоение Юго-Запада Москвы происходило в условиях сплошной залесенности этой территории.
Лесной этап в жизни первопоселенцевТундрово-степную растительность постепенно вытесняют березовые, сосновые, а на большей части нашего района и еловые леса. изменение условий обитания очень сильно сказалось на животном мире. Исчезли шерстистый носорог, мамонт, овцебык, некоторые другие животные.
После значительного потепления климата, в VII - V тысячелетиях до нашей эры, когда наряду с хвойными широко распространяются смешанные широколиственные леса (дубравы и липняки с густым подлеском из орешника), в Подмосковье в большом количестве появляются лесные животные. Они более быстроноги, осторожны и не стадные. Возрастает роль бродячей охоты, которая становится результативнее с появлением лука и стрел: дальность полета стрелы, выпущенной из лука, превышает 100 метров, в то время как копье метали не более чем на 30 - 40 метров. К тому же лук и стрелы позволяли охотиться на одиноких мелких животных, в том числе и птиц.
В этот период на территории Юго-Запада сложился набор природных комплексов (и их расположение в пространстве), очень близкий к современному. Если и произрастали еловые леса, то небольшими массивами, по пониженным и плоским глинистым местам. Сосновые леса продолжали устойчиво занимать ложбины стока ледниковых вод и песчаные террасы по берегам рек. Такие леса были богаты разнообразной растительной пищей: ягодами и грибами, орехами и плодами. Здесь водилось множество разных зверей: лоси, кабаны, косули, медведи, волки, рыси, куницы, барсуки, бобры, зайцы, выдры. Сосновые леса были богаты боровой дичью: тетеревами, рябчиками и глухарями. Реки изобиловали рыбой. Все это позволило людям того времени не бродить в поисках пищи, а устраивать постоянные поселения.
Разумеется, и в это время взаимоотношения человека и природы были сбалансированы. Воздействие человека на природу ограничивалось только биогенными компонентами: животными и растительностью. Размеры воздействия ограничивались размерами поселений или охотничьих территорий, редко выходивших за пределы речных долин.
Ученые подсчитали площадь, на которой люди одного поселения того времени могли заниматься сбором ягод, плодов, орехов, грибов, яиц из птичьих гнезд. Она составляла всего 80 квадратных километров, т.е. круг радиусом 5 километров. Площадь контролируемой охотничьей территории была не больше 300 квадратных километров (круг радиусом в 10 километров). При этом в такой круг обязательно должна была попасть более или менее крупная река, на которой, собственно, и устраивалось поселение. Вот и вся территория, на которой осуществлялось взаимодействие человека и природы. Нетрудно подсчитать, сколько поселений каменного века могло одновременно существовать на территории Юго-Запада.
Человек становится природопреобразующим факторомВ конце каменного века человек научился не только потреблять (присваивать) дары природы, но и самостоятельно разводить животных и выращивать культурные растения. Такое хозяйство, в отличие от присваивающего, ученые называют производящим.
Около четырех тысяч лет тому назад на территории Московского края и Москвы обитали племена лесных скотоводов. Они умели выплавлять металл - бронзу, поэтому считается, что с этого времени наступил бронзовый век в развитии человеческого общества.
Щёгол, Завитушка, белые грибы
Эти поселенцы с помощью собак пасли свиней, крупный и мелкий рогатый скот по берегам рек, в частности Москвы-реки, и озер. По-видимому, уже тогда произошел и первый конфликт человека и природы. Длительные выпасы скота на одном месте привели к началу обезлесивания целого ряда природных комплексов. В долинах рек леса начинают вытесняться лугами.

Кабаны, Лосёнок
Около двух с половиной тысяч лет тому назад в Московском крае установились климатические условия, близкие к современным. С этого времени ученые ведут отсчет существования современных природных комплексов. И именно с этого периода начинается поступательное заселение и хозяйственное освоение территории современной Москвы.
Распространившиеся на территории Москвы и Подмосковья племена были скотоводами-земледельцами. (Об их жизни и бытие подробнее вы узнаете в следующей главе.) В их обиходе среди орудий труда встречаются уже и железные изделия.
Железо выплавляли сами, из болотных руд, которые распространены в Подмосковье почти повсеместно. Особое значение имело появление железного топора, так как в то время повсюду, за исключением полян и луговых прогалин в речных долинах, господствовали дремучие леса. Люди получили возможность осваивать залесенные территории под пашню и поселки. Железо значительно расширило производительные возможности людей. Ученые экспериментальным путем установили: минимальное время, за которое можно срубить сосну, имеющую в поперечнике 25 сантиметров, шлифованным топором из кремня, - 15 минут. Медным или бронзовым топором такую же сосну можно срубить в три раза быстрее - за 5 минут. А с железным топором время сокращается до 1,5 - 2 минут. К тому же железные орудия более долговечны в работе. По-видимому, У этих поселенцев одновременно существовало несколько видов земледелия: подсечно-огневое мо тыжное и пашенное.
Подсечное земледелие - это земледелие лесных областей. На выбранных в лесу участках подрубали деревья, давали им высохнуть на месте, а затем сжигали. Поэтому такое земледелие имеет и второе название - огневое. Подсечно-огневое земледелие могло обходиться без пахоты. Из-за обилия несгоревших пней и корней такие участки распахивать было очень трудно. Для обработки земли применялись мотыга и борона-суковатка, сделанная из ствола ели с сучьями, которую волочили по огнищу, чтобы разрыхлить верхний слой почвы.
Огонь служил не только для освобождения участка от растительности; он был также важным средством обработки земли, к тому же зола является ценным удобрением. Правда, следует отметить, что расчистка леса сопровождалась выжиганием, по площади в несколько раз (до четырех) превышавшим размеры собственно обрабатываемого участка.
Воздействие человека на эти земли носило равномерный характер и не ограничивалось биогенными компонентами, так как расчищенные от посева участки использовались лишь 2-3 года, а затем забрасывались (кончались запасы золы). Лет через 50 - 60 приходилось заново выжигать леса. А этот срок недостаточен, чтобы восстановились коренные леса из дуба и липы, ели и сосны. Поэтому экологические последствия подсечно-огневого земледелия становятся ощутимыми - с этого периода на территории Москвы и Юго-Западного округа широкое распространение получили вторичные мелколиственные березовые и осиновые леса.
При такой форме земледелия важнее было не естественное плодородие почв (зола обогащала любую почву), а их благоприятный водно-воздушный режим. Почвы не должны быть переувлажненными (вспомните первый параграф!). Поэтому поселенцы выбирали преимущественно песчаные почвы хорошо дренированных поверхностей. К тому же их было гораздо легче обрабатывать.
Много ли таких земель можно сыскать на территории Юго-Запада? По-видимому, немного. Только лишь в долинах рек (их надпойменные террасы) и по днищам древних ложбин стока ледниковых вод. Тем не менее такой вид земледелия еще долго применялся на этой земле, и в первую очередь при освоении новых участков.

Сельскохозяйственные орудия труда
Тогда же, в начале нашей эры, возник и второй вид земледелия - пашенный. Под пахоту выбирали уже более плодородные суглинистые почвы. Выбранные участки тщательно освобождали от леса. Сначала выжигали, а потом выкорчевывали пни. А это очень трудоемкая работа. Поэтому такими участками дорожили и использовали их длительное время. Распахивали землю, применяя упряжные пахотные орудия, возможно соху или рано с полозом.
Пахотные участки были небольшими, даже крохотными по современным меркам и располагались в непосредственной близости от поселений, на наклонных (крутизной до 15°, так как круче уже трудно пахать) поверхностях склонов речных долин и надпойменных террас. Такое расположение не случайно: именно здесь сложилось оптимальное сочетание благоприятных для пахотного земледелия того времени природных факторов. Небольшие уклоны и механический состав почвообразующих пород (легкие суглинки, подстилаемые песками) обеспечивают хорошую дренированноеть почв. Весной, после дружного снеготаяния, почвы обсыхают быстро и имеют ранние сроки готовности к полевым работам. В то же время, в засушливые периоды в суглинистых почвах могло долго удерживаться какое-то количество влаги. Это позволяло земледельцам рассчитывать на получение гарантированных минимальных урожаев даже в экстремальные (имеющие значительные отклонения от нормы погодные условия) годы.
Такая структура сельскохозяйственного использования земель этого района оказалась весьма устойчивой и просуществовала очень долго, вплоть до прихода сюда славян.
Влияние природно-климатических условий на славянскую колонизацию Юго-Запада
Основой хозяйства пришедших сюда славян являлось пашенное земледелие. У них также резко возросли к тому времени производительные возможности: широкое распространение получил топор (основное орудие труда земледельца в лесной зоне), на смену мотыге пришла соха. В качестве тягловой силы наряду с быками стали использовать лошадей. Появление среди культурных растений озимой ржи и широкое применение тягловой силы сделало возможным внедрение в земледелие трехсменного севооборота - трехполья. По-видимому, тогда также широко использовали переложную систему с залежами. Залежь - это заброшенная на два - три и более лет пашня, «занятая несколько лет естественной растительностью, она называется перелогом. Использование перелога давало возможность в отсутствие Удобрений восстановить утраченное плодородие почвы.
В сельскохозяйственный оборот стали вовлекаться преимущественно земли, обладающие повышенным плодородием. Основной массив пахотных земель Юго-Запада в этот период стал формироваться на хорошо дренированных (наклонных) участках моренных междуречных равнин и в дренируемых реками и ручьями ложбинах стока ледниковых вод с суглинистыми почвами повышенного плодородия. Подсечно-огневое земледелие применялось лишь при расширении пахотных полей и освоении новых участков. Переход к пашенному земледелию освободил древнерусских поселенцев от "привязанности" к долинам рек и позволил осваивать междуречные природные комплексы, которые и составляют основу территории Юго-Западного округа.
В то же время господство пашенного земледелия привело к появлению постоянных очагов более глубокого антропогенного воздействия на природные комплексы. Необратимы воздействия на почву вследствие раскорчевки. В верхних частях склонов почвы стали смываться, а в нижних частях и у подножия склонов - намываться. Возможно, что уже тогда стали активно расти овраги.
Анализируя особенности возможного использования данной территории в животноводстве, можно предположить возникновение и длительное существование пастбищных угодий, в первую очередь в поймах рек, доступных и изобилующих кормами. Земледельческое освоение пойм ограничено особенностями условий увлажнения: длительное весеннее затопление или подтопление пойменных почв. В поймах сформировались сенокосные и пастбищные луга с редкостойными дубравами и ветляниками пасторального типа, многие из которых благополучно существуют и сейчас.
Пастбищные луга (суходольные - внепойменные) с рединами широколиственных пород (дуб, липа) возникали в разное время на разных участках коренных склонов долин, склонов надпойменных террас и междуречных равнин. Они могли использоваться под выпас преимущественно мелкого рогатого скота и под прогоны крупного рогатого скота. В прошлом эти местообитания были заняты широколиственными лесами с примесью хвойных пород и богатым наземным травянистым покровом. Однако значительная крутизна склонов, нередко свыше 20°, ограничивала их хозяйственное, особенно земледельческое, освоение. Весной наиболее интенсивно под выпас скота использовались склоны южных экспозиций балок и речных долин: когда другие природные комплексы находятся под снегом, здесь уже зеленеет трава.


Луговое разнотравье, Пойменные луга
Но и в этот период (X - XII века) большая часть территории Юго-Западного округа еще находилась под лесом. Начиная с XIV - XV веков, в период бурного роста населения в ближайших окрестностях Москвы, лес постепенно начинает сдавать свои позиции. И только в XVI - XVII веках распаханные и заселенные земли стали абсолютно преобладать на территории Юго-Запада.